Институт социально-экономических исследований
Дагестанского научного центра Российской академии наук
Перейти в раздел "Монографии"
Наши партнеры
Очередное заседание Кавказского политико-экономического клуба "Развитие регионов: стратегия-2050"
28 февраля 2018 г. в г. Махачкале состоялось заседание Кавказского политико-экономического клуба "Развитие регионов: стратегия-2050" на тему «Стратегические ориентиры развития Дагестана и механизмы привлечения граждан к решению вопросов социально-экономического и политического развития». С докладом выступил старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН (г. Москва), к.э.н. М.М. Чернышов.

С основным докладом выступит старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН (г. Москва), к.э.н. М.М. Чернышов. Тема доклада: «Стратегические ориентиры развития Дагестана: от реновации до космодрома».

У нас сегодня состоится открытое заседание клуба закрытого типа «Кавказский политико-экономический клуб развития регионов «Стратегия 2020-2050». Мы в дальнейшем будем его называть «Экономический клуб «Стратегия 2050». Кстати, сейчас уже идет речь на федеральном уровне о необходимости разработки документов с горизонтом планирования до 2050 года. 2030-2035 гг. – это уже обыденность.

В условиях, что у нас есть определенная стабильность в экономическом развитии, прогнозировать до такого уровня тоже есть смысл. Последние 15 лет наш путь какой-то зигзагообразный. То мы инновационную экономику строили и не достроили. Вроде бы как запустили «Сколково». но на этом все и закончилось. А нужны стратегические ориентиры.

Пусть немного отдаленные и не четкие, но мы точно должны знать куда мы движемся.

 

Тема нашего мероприятия «Стратегические ориентиры развития Дагестана и механизмы привлечения граждан к решению вопросов социально-экономического и политического развития». Сегодня с основным докладом будет выступать старший научный сотрудник ИПР РАН М.М. Чернышов. В заседании круглого стола сегодня принимает участие и министр экономики Осман Хасбулатович.

Надеюсь, что традиция участия на наших мероприятиях чиновников сохранится и в будущем. Мы здесь выступаем с основной целью – нам хотелось бы сотрудничать с органами исполнительной власти. Мы – федеральный институт, занимающийся фундаментальными исследованиями, но мы не игнорируем «нашу» экономику и готовы помогать по их желанию. К сожалению, последние пять лет такого желания у представителей региональной власти не было.

Наш клуб создан на базе журнала «Региональные проблемы преобразования экономики» и в целях содействия выполнения «плана реализации основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года», утвержденного распоряжением правительства РФ 5 июня 2017 года №1166-Р с изменениями от 20 декабря 2017 года. Согласно пункту 31 «Разработка комплекса мер по введению дополнительных механизмов вовлечения граждан Российской Федерации в государственное и муниципальное управление с повышением их гражданской ответственности за участие в решении вопросов социально-экономического и политического развития соответствующих территорий, а также механизмов учета мнения населения при решении указанных вопросов».

Наш клуб как раз и призван объединить научное экспертное сообщество регионов Северного Кавказа и Юга России для обеспечения конструктивного взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти, в деле реализации государственной политики регионального развития РФ.

Мы работаем по тем «лекалам», которые нам дает правительство и по тем направлениям, которые задает нам наш Президент В.В. Путин. Состав клуба мы будем постепенно расширять. Это своеобразная площадка для обмена мнениями представителей власти, бизнеса, науки, экспертного сообщества с участием средств массовой информации. При этом хотелось бы, чтобы наши СМИ не только освещали нашу работу, но и принимали в ней активное участие. Хотел отметить, что клуб не имеет привязки только к нашему региону. Мы будем обсуждать многие вопросы в масштабах страны или с увязкой с экономикой страны.

А сейчас я хотел бы предоставить слово Министру экономики и территориального развития Республики Дагестан Хасбулатову Осману Хасбулатовичу. Надеюсь это первое, но не последнее ваше участие в наших мероприятиях. Осман Хасбулатович, вам слово.

ХАСБУЛАТОВ О.С.: Спасибо, Сергей Владимирович за приглашение на данное мероприятие!

Мне, наверное, сегодня надо больше слушать, чем рассказывать. Мне хотелось бы и в дальнейшем тоже плотно работать с вами, со всеми присутствующими, определить для себя главных советчиков из вас, на кого бы я мог опираться, с кем бы я мог посоветоваться в определённых вопросах. Вы правильно сказали, что конечно, нужно максимально привлекать население к вопросам разработки стратегии, определения стратегии, но население нам может больше указать на те болевые точки, которые они видят в своей повседневной жизни, а все-таки определить стратегию, выбрать правильно направление, понять, что происходит и как надо двигаться это должны делать специалисты, люди у которых есть опыт.

Я сегодня первоочередной задачей считаю определить исходные статистические данные. Определить правильно исходные данные это стратегически важно, потому что если данные раздутые, то дальше раздувать – это как "мыльный пузырь", он рано или поздно лопнет. Эту задачу перед нами ставит и Глава Республики Васильев Владимир Абдуалиевич и председатель правительства Здунов Артем Алексеевич. Но здесь тоже надо быть осторожными, чтобы это не повлияло на те дотации, субвенции, которые нам предоставляет федеральный бюджет. Поэтому нужно вместе с вами нам правильно выбрать стратегию нашего поведения. Поэтому я пришел с вами посоветоваться. Я как начал знакомиться с делами, начиная от численности населения, по которой у многих есть вопросы, с одной стороны по результатам перепеси 3 млн чел., а по данным ФОМСа – 2 700 тыс. чел. Численность мелкого и крупного рогатого скота явно завышена. Мы прекрасно понимаем, у нас нет 5 млн овец, но каждый глава администрации муниципальных образований республики вынужден заниматься приписками с целью получения дополнительных дотации и т.д. Если мы неправильно обозначим точку отсчета применять, то и дальше не сможем управлять экономическим развитием и объективно оценивать эффективность мер экономической политики.

Необходимым условием является поступательное развитие нашей промышленности, быть максимально открытыми для наших предпринимателей. Если взять дагестанцев и внутри республики и по всему миру мы знаем, что наши дагестанцы очень предприимчивые. Просто надо перестать им мешать, а начать им помогать. Если есть какая-то социальная поддержка, какая-то поддержка предпринимателям, надо сделать так, чтобы эта поддержка до них доходила без всяких отщипываний, заимствований.

Когда они будут реально получать поддержку, когда они будут ощущать эту поддержку, то они к нам, к государству повернутся лицом и начнут платить налоги. Мы сегодня должны к своему стыду признать, что самое развитое производство у нас – это строительство, которое развивается по уродливой траектории, потому что: во –первых строится неправильно, во-вторых с этого никто не платит налоги. Всего 1,6% налоговых отчислений в этой отрасли, мы на последних местах в стране по этому показателю. В среднем по РФ выше 10% налоги по строительству.

Надо не стесняться уже и называть вещи своими именами. Даже если взять элементарно, то что строятся государственные объекты, муниципальные, республиканские человек получает деньги и там не оплачиваются налоги, но строители и предприниматели если не платят государству официально, то будьте уверены кому-то что-то они выплачивают в любом случае. И раз не платят налоги, значит платят в другую сторону.

Точно также и по промышленности, точно также по сельскому хозяйству, но по сельскому хозяйству, наверное, мы должны больше думать о том, чтобы поддержать этих людей, удержать, потому что мы не столько надеемся на налоги от сельского хозяйства, сколько, мы надеемся, чтобы люди удержались там, чтобы они нас кормили, а мы наоборот где-то им должны зарабатывая в других сферах где-то их поддерживать, помогать, им доплачивать, за то, что они работают там в таких тяжелых условиях, в горах.

Ну и конечно же, я считаю, что огромный потенциал у нас это – туризм, который у нас сегодня не развит. К счастью, мы замечаем и знаем, что, если раньше к нам боялись приезжать, то сегодня что все у нас меняется, что у нас с терроризмом практически у нас ставится точка. У нас к сожалению, нет развитой туристической инфраструктуры. И уже сейчас спрос больше, чем предложение.

Опять же здесь отправной точкой будет создание прозрачной экономики, когда все понятно, когда все платят налоги, когда чиновники не мешают, а помогают нашим предпринимателям. Здесь есть еще одно важное дело. Я считаю, что для того, чтобы чиновники помогали предпринимателям, чтобы они не смотрели как дополнительно им заработать надо достойно оплачивать труд чиновников. Мне очень было интересно, меня поразил опыт Сингапура. Я сам был в Сингапуре несколько лет назад. Они создали такую систему, что зарплата чиновника приравнивается к зарплате в частном секторе. Если это руководитель министерства, его зарплата должна приравниваться к зарплате в крупном банке. Но опять же определяются ключевые показатели эффективности и на основе этих ключевых показателях, при их достижении, чиновник должен получать достойную зарплату. Это тоже важно, тогда, наверное, чиновник уже будет дорожить своим местом.

В бытность работы руководителем ЕРЦ г. Каспийске начал анализировать и оказалось, что собирают всего 50% от нормы. При откровенном разговоре с контроллерами мне объясняют. Если нам платят по 7-8000 рублей, а на «отмотке» счетчика мы можем «заработать» до 100 000 рублей. Пришлось менять подход при оплате труда и переходить на сдельную оплату в зависимости от количества сборов. В среднем тогда 15-16 лет назад у меня контролер стал получать 30 000 руб. и при чем, если он три месяца удерживаи сборы в районе 90% и выше, то начинали получать надбавки в 100% объеме. В общем, он уже мог зарабатывать чуть меньше, чем воровать, но, во всяком случае, уже стал дорожить своим рабочим местом.

Аналогичная история и в МФЦ. Мы первые в Российской Федерации привязали зарплату наших операторов, специалистов к количеству оказанных услуг. Мы оценили каждое действие, каждую услугу и поэтому, когда мы привязали это к окладу, оператор понимал, чем больше он обслужит людей, тем больше он получит. А чтобы больше обслужить людей, чтобы их больше было, надо ещё быть вежливым. Вот это и дает эффект.

Еще раз благодарю за приглашения.

 

ДОХОЛЯН С.В.:  Спасибо, Осман Хасбулатович за выступление. Действительно, нам на первом этапе нужно оценить, что у нас есть. Если мы говорим, например, что будем поставлять баранину в Иран, а тогда возникает вопрос, а имеем ли мы такое количество мелкого рогатого скота в Дагестане. Что касается зарплаты чиновников?!... Каждый человек себя оценивает по определенной шкале. Конечно же, каждый человек хочет получать достойную «белую зарплату» и не переживать, что кто-то может обвинить его в «нечистоплотности». К примеру, если выбирать между 100.000 рублями «грязными»  и 60.000 «чистыми» выбор есть, но между 5 000 руб. легальными и 100 000 руб. коррупционными разница слишком очевидна и в пользу последней суммы.

Я хочу предоставить слово нашему основному докладчику - Михаилу Михайловичу Чернышову (старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН (г. Москва), к.э.н. Пожалуйста, вам слово для доклада: «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДАГЕСТАНА: ОТ РЕНОВАЦИИ ДО КОСМОДРОМА».

 

 

 

ЧЕРНЫШОВ М.М.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня проводится третье заседание Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: стратегия-2050» на тему «Стратегические ориентиры развития Дагестана и механизмы привлечения граждан к решению вопросов социально-экономического и политического развития».  Благодарю организаторов клуба за приглашение и за предоставленную возможность выступить. Сегодня мы вновь задумываемся над вопросом: В каком направлении развивается республика? Какие цели и задачи нужно ставить? Какой временной горизонт выбирать? 

 

В прошлый раз я выступал на конференции Института в ноябре прошлого года и озвучил «три кита», три составных части возможных изменений в республике. В деле легитимизации власти уже обсуждаются вопросы избрания республиканского парламента на смешанной основе. Планируется обеспечить честное проведение выборов 18 марта.  

По пункту «Верификации бюджетной и экономической политики» уже делаются шаги по проверке количества овец, определению налоговой базы, надеюсь, что этим не ограничатся и обратят внимание и на другие показатели: (численность населения, инвестиции, урожаи сельхозпродукции). Общество активно комментирует заявления чиновников о более чем 5 миллионном поголовье мелкого рогатого скота, кается в приписках и тяготеет к истинной цифре 1,5 млн. овец, что делает критическим вопрос обеспечения поставок баранины в Иран и Татарстан.

Начинают отменять постановления о выделении земельных участков, надеемся, что наведение порядка в имущественном комплексе продолжится. Хотя единоличные решения Абдулатипова Р.Г. о выделении земельных участков, принципиально опротестованные прокуратурой, в частности, пока так и не отменены.

Производятся изменения в Стратегии-2025. Хотя, посмотрев недавно этот документ и произведенные в 2015 году изменения, понимаешь, что «этого ребенка уже проще родить заново, чем вылечить».

 

Люстрация и реституция. Ни того, ни другого не произошло. Вместо люстрации мы видим антикоррупционную операцию и «веселые сценки» типа «Владимир Васильев и Сергей Степашин ищут министра строительства и ЖКХ, чтобы пристроить его к делу». Инкриминируемые чиновникам эпизоды наводят на мысль, что их недолго собираются держать в заключении, просто еще не знают «за что отпустить». Отчет правительства заслушали, но за один год и вместо оценки приняли к сведению, а позже и освободив от должности.

Начинается работа по оценке использования бюджетных средств, у кого-то нашли «липовые командировочные», у кого-то что-то крупнее. Главное, чтобы борьба с коррупцией не выродилась в кампанейщину.  

 Слайд 4.

Если мы вернемся к определению целевых ориентиров, то естественно, обратимся к группе показателей Указа Президента России о государственной региональной политике и найдем в нем показатель повышения качества жизни населения.

 Слайд 5.

Что у нас определяет основу качества жизни? Уровень зарплаты. Она является производной от добавленной стоимости. От нее формируются основные налоги и доходы, пенсии и основной потребительский спрос.

Для определения целевых ориентиров, мною использована авторская методика «пи-благосостояния», о сути которой уже мне  довелось выступать пять лет назад. Методика, на основе исследований соотношения стоимости жилья и заработной платы в развитых регионах мира со сложившейся экономикой и уровнем социальной справедливости, позволяет определить уровень достойной заработной платы для любой территории как произведение стоимости квадратного метра (данные установленные правительством Дагестана) на число «пи», коэффициент 3,14.

Давайте взглянем на группы муниципальных образований и задумаемся: нравится ли нам уровень заработной платы? В Махачкале 137 тысяч, в Южно-Сухокумске 58 тысяч рублей, а в горных районах – от 47 до 58 тысяч рублей. Думаю, что повышение зарплаты бюджетников нужно ориентировать не на среднюю величину по региону (нищие равняются на бедных), а на эти величины и подтягивать врачей и учителей, других бюджетников к этим цифрам. 

 

 Слайд 6.

Для остальных расчетов мы используем существующие статистические показатели. Численность трудоспособного населения по муниципалитетам, их этой цифры 72,6%  – экономически активное население, что при 10% безработице дает численность занятых как 65% от трудоспособного. Умножаем эту величину на среднюю заработную плату, через коэффициент 0,479 выходим на уровень добавленной стоимости – ВРП и величину налогов.

В итоге целевой ВРП Дагестана, при котором реален желаемый уровень благосостояния  – 2,6 трлн рублей (примерно 2,8% от ВВП России).

Это дает нам вероятный объем налоговых изъятий в размере 287 млрд. руб. (11% от ВРП), в том числе НДФЛ - 162 млрд. руб. То есть доходы республиканского бюджета могут составить примерно 200 млрд рублей.

 

Слайд 7.

Для Дагестана мы видим задачу почти 5-кратного отставания. Стратегия-2025 даже в оптимистическом варианте дает всего около 1 трлн рублей ВРП. 2,8% ВВП России сейчас имеют несколько регионов, убрав столичные и нефтегазовые, а также Краснодарский край, можно увидеть в списке Татарстан (3,8 млн. чел.), Свердловскую область (4,3 млн. чел) и Красноярский край (2,8 млн. чел). Последний наиболее близок к нам по численности населения. Но Дагестан значительно беднее природными ресурсами.

Слайд 8.

Мы ни один год занимаемся оценкой потенциала экономики республики. Могу порекомендовать свой цикл статей «Мифотолкование», «На пути к туристическому раю», «Транспортный коридор» и другие. Ни одна из декларируемых как перспективная отраслей экономики (нефтегазовый комплекс, энергетика, сельское хозяйство, рыболовство, туризм и другие) не в состоянии обеспечить дагестанцам требуемый уровень благосостояния.

Единственный реальный ресурс развития – пассионарность, инициатива и предприимчивость  дагестанцев, которая может быть реализована в тысячах конкретных частных проектах.

 

Слайд 9.

Но есть также идеи, которые могут стать «толчком» для вывода экономики на новый уровень. Одна из них проистекает из имеющихся угроз.

Дагестан – один из четырех регионов России с самыми высокими сейсмическими рисками. В последние годы участились землетрясения, оползни горных пород. Согласно прогнозам Института физики Земли РАН, в ближайшие годы вероятность негативных сейсмических событий на данной территории может увеличиться (прогнозный период 2013-2035 гг.).

Одной из наиболее уязвимых зон является город Махачкала. Мною уже неоднократно говорилось о необходимости переноса столицы, создания анклава нормальной экономики, а в последние годы нужно говорить о спасении жизни и здоровья сотен тысяч дагестанцев. К сожалению, существующий сценарий близок к Гаити  2010 года, когда в Махачкале могут погибнуть и пострадать несколько сот тысяч жителей.

Признание этой угрозы властью (а дагестанская власть долгое время игнорировала проблему, призывала не поднимать панику)  позволит обратиться в федеральный центр с проектом реновации Махачкалы.

 

Слайд 10.

В этом году досрочно прекращена реализация федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы". Она почти не финансировалась, но в последние годы почти 2 млрд рублей федеральных денег в республику пришла.

Деньги были потрачены на строительство социальных объектов – школ, детских садов.

В отчете прямо сказано: «выполнены работы по монтажу оконных блоков, завершено устройство кровли, проводились работы по внутренней отделке помещения: стяжка полов, устройство керамогранитных полов, облицовка стен керамической плиткой, а также работы по устройству вентилируемого фасада с утеплением, по монтажу наружных металлических дверей, устройству наружных лестничных площадок, входных крылец и металлических эвакуационных лестниц, устройству главного входа в здание, внутренних инженерных сетей (электроснабжение, отопление, водоснабжение и водоотведение), устройству наружных инженерных сетей (электроснабжение, теплотрасса, водоснабжение и водоотведение), а также работы по благоустройству и ограждению территории».

Никакого сейсмоусиления, простое строительство.

Деньги при попустительстве федеральных чиновников потратили на необходимое, забыв про жизненно важное.

 

Слайд 11.

Что нужно сделать? 

Провести инвентаризацию сейсмоопасных объектов (жилых, социальных и инфраструктурных).

Обновление карты сейсмичности Махачкалы (в перспективе Дагестана)

Моделирование рисков и последствий землетрясений разной магнитуды. Создание сценариев мероприятий по ликвидации последствий.

Сейсмоусиление и первоочередное расселение граждан из сейсмоопасного жилья. Снос сейсмоопасных объектов. Воссоздание городской среды.

Махачкале нужно вернуть облик города, снести опасные здания, но не оставить людей на улице. Государство, которое десятилетиями закрывало глаза на злоупотребления чиновников тоже должно «ответить деньгами».

 Слайд 12.

Существующие стройплощадки, в том числе, на бывшем ипподроме тоже следует проверить на качество строительства. Думаю, что стоит вернуться к идее строительства города спутника южнее Каспийска и расширить агломерацию, построив современный город примерно на 100-150 тысяч жителей.   

 Слайд 13.

В Татарстане есть неплохой опыт строительства «умных городов» (транспортная система; «умное» ЖКХ, безопасность, мониторинг окружающей среды). Следует построить линии «легкого метро» на основе железной дороги. Создавать в этой зоне крупные сетевые гипермаркеты. Выводить в специальные зоны  республиканские объекты здравоохранения и крупных вузов. Например, РКБ, Диагностический центр, Медуниверситет.

Возможно, Педуниверситет. Софинансирование за счет масштабного ипотечного и коммерческого кредитования. Единый генплан, проектно-сметная документация и инфраструктура – за счет государства.

 Слайд 14.

Кроме сохранения жизни и здоровья граждан, подобный проект способен  стимулировать развития отраслей экономики: строительство, транспорт, промышленность строительных материалов, торговля и других.

Концентрация высококвалифицированных кадров, создание образовательных и медицинских кластеров могут создать совершенно иную экономическую среду, сделать новый город «анклавом развития».

При Амирове за этот проект могли убить, при Абдулатипове выделять что-то бессмысленно, а Васильеву деньги могут доверить, а Здунов вполне способен построить «кусочек Татарстана».

 Слайд 15.

Второй проект, который стоит вернуть в оборот – создание гражданского космодрома «Западный». Ситуация в Казахстане продолжает усугубляться. В случае прихода к власти новой прозападной элиты, вопрос «Байконура» может быть решен не в пользу России. Специалисты открыто говорят о стратегических ошибках при строительстве космодрома «Восточный», который удобен лишь тем, что «ревизоры долго едут».

Центры производства космической техники – Москва и Самара расположены так далеко от «Восточного», что ракеты выгоднее сразу вывозить на экваториальный старт.

 Слайд 16.

В начале 1950-х гг. при выборе места для будущего космодрома СССР в качестве одного из трех основных вариантов рассматривалось западное побережье Каспийского моря (район Дагестанской АССР). Было два довода «против»: в Казахстане лучше обеспечивали секретность,  а во-вторых было опасение, что горы не позволят управлять ракетами по радио. Позже стало понятно, что по радио ракетами не управляют.

На территории России у дагестанского космодрома абсолютное преимущество в  географическом положении. По сравнению с “Восточным”, выгодная широта дагестанского космодрома  позволит экономить до 14 %  топлива или груза. Размещение объекта на высоте 1,2-1,5 км позволит увеличить экономию до 25% груза или топлива.

Понятно, что до 2050 года далеко, до 2030 года ближе, но мы уже сегодня должны поднимать вопрос переноса инфраструктуры «Байконура» на новую базу в Дагестане.

Слайд 17.

Орбита Международной космической станции была подобрана с учётом широты Байконура (с него планировали осуществлять и осуществляют основные запуски). Предполагаемое место космодрома “Западный” почти совпадает с широтой “Байконура” (широта космодрома “Восточный” больше на 7 градусов).  

 За аренду Байконура Россия платит Казахстану $115 млн. в год, 3-5% доходов от коммерческих запусков ($50 – 100 млн. в год), и ещё $50 млн. на поддержание инфраструктуры космодрома. Имеются факты списания долгов Казахстана и иные уступки.

Космодром может коренным образом изменить отношение к Дагестану со стороны федерального центра: вместо проблемного региона – перспективный регион с крупным объектом федерального значения.

 Строительство космодрома способно  позитивно поменять имидж республики в информационном пространстве,  стимулировать развитие туризма.

 Слайд 18.

Космодром позволит задействовать мощности машиностроительных предприятий Дагестана (создание космического кластера), коммерциализировать инновационные разработки космической сферы в виде конкурентоспособной продукции.

Космодром позволит Дагестану претендовать на создание крупного научного и образовательного центра федерального уровня.

Предполагаемое место расположения космодрома:

- дагестанский участок прикаспийской низменности в треугольнике Южно-Сухокумск – Кочубей – Артезиан (44° 40´  северной широты и 46° восточной долготы) площадью примерно 400-800 кв. км.

- горное плато в центральном Дагестане на высоте 1,2-1,5 км над уровнем моря.

Слайд 19.

Единственный доказанный вред от космодромов – это загрязнение территории обломками первой ступени ракетоносителей. Ракеты “Союз” используют в качестве топлива жидкий кислород, керосин и перекись водорода. Есть и более экологически чистые варианты топлива (на основе жидкого кислорода и водорода). В Казахстане Россия арендует миллионы гектаров земель для полей падения первой ступени. Каспийское море общее, поэтому падение недалеко от побережья Казахстана будет совершенно бесплатным. Точность падения – около 1 кв. км.

Слайд 20.

В 2008 году я пересылал информацию о космодроме «Западный» Руководителю Федерального космического агентства (Роскосмос) ПЕРМИНОВУ Анатолию Николаевичу по его просьбе. Перминов  выступал против проекта космодрома «Восточный» и искал альтернативу. К сожалению, лоббисты «Восточного» во главе с Сергеем Ивановым оказались сильнее, Перминов был отправлен в отставку по достижении предельного возраста.  В «Восточный» потекли сотни миллиардов. Но в «космической среде» идея не умерла и имеет сторонников.

Слайд 21.

Основная причина необходимости долгосрочной стратегии развития состоит в том, что основной ресурс развития – человек, требует длительного инвестиционного цикла в процесс общего и профессионального образования, создания высокопроизводительного рабочего места или бизнеса.

Таким образом, минимальный горизонт планирования при переходе на новое качество развития составляет 20 лет. Затем система должна быть приведена к состоянию устойчивого развития. 

К сожалению, дагестанская власть плохо понимает главную ценность республики. Заявления Васильева в Грозном, что Дагестан готов поставлять специалистов на экспорт – это простое и неправильное решение. Нужно создавать условия для применения дагестанцев на родине.

Слайд 22.

Часто кажется, что ресурсов не хватает. Но может мы просто не научились их правильно использовать?

Спасибо за внимание. 

С презентацией доклада можно познакомиться здесь.

Дополнительная информация:

Кавказский политико-экономический клуб «Развитие регионов: стратегия-2050» создан в 2017 году на базе журнала «Региональные проблемы преобразования экономики» в целях содействия выполнения Плана реализации «Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 5 июня 2017 года № 1166-р с изменениями на 20 декабря 2017 года) п. 31. «Разработка комплекса мер по введению дополнительных механизмов вовлечения граждан Российской Федерации в государственное и муниципальное управление с повышением их гражданской ответственности за участие в решении вопросов социально-экономического и политического развития соответствующих территорий, а также механизмов учета мнения населения при решении указанных вопросов». Клуб призван объединить научное и экспертное сообщества регионов Северного Кавказа и Юга России для обеспечения конструктивного взаимодействия с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти в деле реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации.