Институт социально-экономических исследований
Дагестанского научного центра Российской академии наук
Перейти в раздел "Монографии"
Наши партнеры
Круглый стол по проблемам формирования доходов бюджета Республики Дагестан
20 марта 2018 года в г. Махачкале состоялся круглый стол ««ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН» в рамках подготовки IX Международной научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона», посвященной 100-летию со дня рождения Данияловой Н.В, организаторами которого выступили Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, Кавказский политико-экономический клуб "Развитие регионов: Стратегия - 2050" и научный журнал "Региональный проблемы преобразования экономики"

Вопросами для обсуждения явились:

  1. 1.Влияние финансовой политики государства на изменение основных индикаторов социально-экономического развития региона.
  2. 2.Перспективы финансово-бюджетной самодостаточности Республики Дагестан.
  3. 3.Налоговый потенциал Республики Дагестан в аспекте формирования доходной базы бюджета региона.
  4. 4.Совершенствование трансфертной политики и межбюджетных отношений.
  5. Спикер мероприятия - директор Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергей Владимирович Дохолян.

  1.  
  2. Основной докладчик: Гаджиева Айшат Гамзатовна – к.э.н., научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН.

  1.  

Ниже предлагаем ознакомиться с докладом Гаджиевой А.Г.:

Регионы СКФО в большей степени зависимы от внешних источников финансирования, нежели регионы других федеральных округов. Так в первую десятку по объему выделяемых средств на бюджетное выравнивание в 2017 г. попали три субъекта Северо-Кавказского федерального округа это Республика Дагестан, Чеченская Республика и Ставропольский край.

 

 

Для Республики Дагестан проблема финансовой зависимости от федерального бюджета стоит очень остро. В 2017г. регион занимал первое место в стране по объему выделяемых дотаций на бюджетное выравнивание. Если сравнивать объем выделяемых средств на душу населения с другими регионами, то мы уступаем таким регионам как Камчатский край, Республика Тыва, Якутия.

За последние десять лет объем безвозмездных поступлений региону с каждым годом увеличивался, в 2017г. данная цифра составляла 74млрд. 872 млн. руб., что на 6 млрд. руб. больше чем в  2016 году.

До 2015г. наблюдалась тенденция снижения показателя зависимости от бюджетов других уровней, с 2015 года увеличивается уровень безвозмездных поступлений региональному бюджету и в 2017г. он достиг 76%.

 

Структура бюджета региона на 2017г. выглядит следующим образом.

Согласно бюджетному кодексу РФ распределение доходов по уровням бюджетной системы выглядит следующим образом. В данном слайде мы можем наблюдать, что большая часть собираемых налогов остаются в регионе.

Собственные доходы региона на 99 % состоят из налоговых отчислений. За 2017г. налоговые доходы по Республике Дагестан составили 33 015 млн руб., из них в федеральный бюджет поступило 8 062 млн., в консолидированный бюджет РД 24 926 млн. руб., что на  1 млрд руб. больше чем в 2016г.

Особую роль исполнения бюджета по доходам отводится соответствию фактических сборов устанавливаемым плановым заданиям. Сравнивая фактические и плановые показатели собираемости налогов можно сказать, что за последние 7 лет перевыполнение плана по сбору налогов на территории Республики Дагестан наблюдается в 2013г. и в 2017г.

Динамика налоговых доходов Республики Дагестан с 2011г. по 2017г. Представители налоговых органов ссылаются на завышенные планы по сбору налогов, апеллируя тем, что планы, установленные по собираемости налогов в федеральный бюджет ежегодно перевыполняются.

Три из основных налогов формирующих львиную долю собственных доходов регионального бюджета это федеральные налоги и один налог является региональным. В суммарном виде эти налоги составляют 85 % налоговых доходов региона. Рассмотрим более детально данные налоги.

При расчете доли налога в доходах бюджета Республики Дагестан наибольший удельный вес отводится налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) (50%), он относится к основному виду прямых налогов и обеспечивает половину суммы в формировании собственных доходов бюджета региона.

 

Сравнивая показатели поступлений НДФЛ с 2010г., его объем увеличился с 6 млрд. руб. до 12 млрд. руб. Несмотря на то, что за период с 2010 по 2016гг. численность занятого населения не подвергалась особым изменениям, поступления по налогу на доходы физических лиц возросло более чем на 50%, что связано с увеличением в два раза средней заработной платы за аналогичный период. Суммы собираемых налогов по НДФЛ на 72 % состоят из отчислений работников государственного сектора (8847,2), оставшиеся 28% (3379,7) млн. руб. приходятся на коммерческие организации.

В структуре поступлений НДФЛ от коммерческих организаций по отраслям экономики наибольший удельный вес поступлений приходится на оптово розничную торговлю-17%, транспорт и связь 17%, обрабатывающие производства 16%, обеспечение электрической энергией и газом 15%.

 

По данным Росстата численность рабочей силы составляет 1млн.334 тысяч человек из которых в экономике заняты 1млн.066 тыс.человек. количество физических лиц получивших доход согласно данным налоговой службы составляет 522 тыс. человек при разнице этих показателей мы получаем 544 тысяч физических лиц. Как можно объяснить данный парадокс? Ошибкой статистических данных или на самом деле с их доходов не удерживается НДФЛ. Следует учесть тот факт, что данные Росстата основываются не только на балансы трудовых ресурсов, но и выборочных обследованиях, что может приводить к погрешностям.

 

Второе место в доходах бюджета занимает налог на прибыль организаций (НПО), его доля составляет 17% от общей суммы налоговых доходов региона. Поступления от данного вида налога в значительной мере формируют собственные доходы региона, так как 75 % отчислений от налога идут в бюджет субъекта. 

На начало 2017 года количество зарегистрированных юридических лиц составило 4681 из которых осуществили налоговые отчисления по НПО 2138.

Отчисления по НПО условно можно разделить на две категории организаций. Первая включает в себя «консолидированную группу налогоплательщиков», т.е. крупные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РД. Вторая включает в себя все остальные юридические лица, в том числе и обособленные подразделения.

Динамика поступлений от НПО в региональный бюджет не равномерная. Если в 2015г. поступления составляли 2,7 млрд, руб., то в 2017г., 4,2 млрд. руб. Данный прогресс мы можем  связывать с выявлением предприятий завышающих свои расходы с целью уменьшения налога на прибыль, а также проектом «Обеление экономики».

 

Динамика поступления налога на имущество юридических лиц выглядит следующим образом. 

В общей доле суммарного налогового дохода в бюджете региона данному налогу отводится 12 %. Проблема сбора налога на имущество наблюдается в сфере капитального строительства. В силу отсутствия инвентаризационной стоимости объекта не осуществляют уплату налога свыше 150 тыс. объектов недвижимости. Также присутствуют проблемы в выгрузке данных по объектам недвижимости между Росреестром и УФНС по РД. В 2016г. в данном направлении была проведена работа, которая в свою очередь позволила внести в систему сведения о более чем 143 тыс. объектах недвижимости.

Значимую роль в пополнении регионального бюджета играет налог на акциз на алкогольную продукцию, который занимает 6 % в общей структуре налоговых доходов бюджета.

Из 2932 млн. руб. поступивших налогов по акцизам в 2017г. в федеральный бюджет поступило 1272 млн. руб. в республиканский бюджет 1659 млн. руб. В Республике Дагестан поступление налоговых доходов по акцизам на 98% складывается из производства алкогольной продукции, а именно 15 предприятий производящих алкогольную продукцию на территории региона.

Мы рассмотрели четыре основных налога формирующих собственную доходную часть регионального бюджета. Доля региональных и местных налогов в общей структуре бюджета варьируется от 0,1 до 3%. В данную категорию подпадают: земельный налог - 4 %, транспортный налог - 2 %, налог на имущество физ. лиц - 0,6%. 

Существенное увеличения поступлений в бюджет среди региональных налогов с 2015 по 2017г.г. наблюдается по транспортному налогу. Так поступления от транспортного налога по сравнению с 2015г. возросли более чем на 300 млн. руб.

Основной проблемой собираемости транспортного налога выступает несовершенство формирования баз данных по данному виду налога и отсутствие системы реального взаимодействия ГИБДД МВД по РД с УФНС РФ по РД. База данных транспортных средств подлежит детальной проверке и сортировке. В следствии, совместной работы указанных структур, был достигнут положительный результат что привело к увеличению поступлений по транспортному налогу более чем на 50% по сравнению с 2015г..

Отраслевая структура поступления налогов выглядит следующим образом.

Большую часть налоговых поступлений обеспечивают предприятия обрабатывающих отраслей промышленности 45%. Оптовая и розничная торговля обеспечивает поступление налогов на 13%. Несмотря на то, что в регионе наблюдается строительный бум, налоговые поступления в данной сфере  составляют 11%. Остальные отрасли можно охарактеризовать не большим вкладом в сфере поступления налоговых платежей в региональный бюджет. Такие отрасли как: транспорт 10%, добыча полезных ископаемых 6%, сельское хозяйство 1%.

Помимо налоговых собственные доходы регионального бюджета пополняют и неналоговые доходы, которым отводится 1 % в общей доле собственных доходов. В 2016 году неналоговые поступления составили 840,9 млн.руб., что на 2,3% больше чем в 2015 года.

Увеличение доходной части бюджета можно добиться двумя путями.

Совершенствование системы сбора налогов.

Сравнивая показатели поступлений налогов за последние года наблюдается скачкообразное увеличение по тем или иным налогам, что свидетельствует о наличие своевременно упущенной «налоговой базы» в предыдущие годы, которое привело к недопоступлению в бюджет сумм налогов, что косвенно служит доказательством присутствия теневой экономики в регионе. В сфере налоговых доходов борьба с теневой экономикой сводится к контрольной проверке существующих баз данных объектов налогообложения, на фактическое осуществление деятельности подлежащей налогообложению. При этом надо учитывать будут ли эти поступления пополнять бюджет на постоянной основе или же носят разовый характер поступлений. Как налоговый резерв также  можно рассматривать задолженность по налогам и сборам которая в 2017 г. составила по региональным налогам и сборам более 5 млрд. руб., по федеральным налогам более 2,5 млрд.рублей.

Второй способ направлен на стратегическое развитие.

Оптимизация отраслей структуры экономики. 

На сегодняшний день для сокращения дотационности не достаточно полагаться только на увеличение налоговых доходов региона, где бюджет собственных доходов практически формируют три федеральных и один региональный налоги, в которых НДФЛ отводится 50% поступлений. Более того 72 % поступлений по НДФЛ обеспечивают сотрудники бюджетных организаций. Анализ поступлений налогов по отраслям экономики показал, что 45% поступлений обеспечивают предприятия обрабатывающих производств. Совершенствование экономической политики региона должно основываться на необходимости изменения отраслевой структуры экономики. Т.е. необходимо развивать те отрасли, которые обеспечивают значительные налоговые поступления в бюджет региона.

Несомненно, реализация данного направления требует значительных финансовых вложений, а также переориентировку региональной экономики, но именно оно позволит обеспечить гарантированное увеличение доходной части бюджета на регулярной основе.