Институт социально-экономических исследований
Дагестанского научного центра Российской академии наук
Перейти в раздел "Монографии"
Наши партнеры
Круглый стол по проблемам продовольственной безопасности
28 сентября 2017 года в г. Махачкале под эгидой Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации РФ состоялся круглый стол «Проблемы обеспечения продовольственной безопасности: региональный аспект», в свете Указов Президента РФ «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года», в рамках подготовки VIII Всероссийской научно-практической конференции "Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона", организаторами которого выступили Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН и Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова, кафедра экономики и управления в АПК.

Вопросами для обсуждения явились:

  1. Продовольственная безопасность страны как неотъемлемая часть ее национальной безопасности.
  2. Роль продовольственной безопасности и импортозамещения в условиях введения международных санкций.
  3. Государственная аграрная политика как фактор обеспечения продовольственной безопасности.
  4. АПК Республики Дагестан: решение проблем обеспечения продовольственной безопасности;
  5. Потенциал развития и модернизация АПК региона как основа продовольственной безопасности;
  6. Организационно-экономическое и институциональное обеспечение продовольственной безопасности.

 

Открыл мероприятие директор Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергей Владимирович Дохолян.

Уважаемые коллеги! Хочу, что напомнить, что сейчас наш Институт проводит серию Круглых столов, связанных с выходом двух знаковых документов – Указов Президента РФ «Основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г.» и «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года». Сегодня наша тема, связанная с продовольственной безопасностью, требует того, чтобы мы рассматривали этот вопрос в одном из центральных вузов Дагестана – это Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова. Тема, связанная с экономической безопасностью – это одна из ключевых тем. Проблема продовольственной безопасности – это проблема страны. Юг России должен не только обеспечить себя продовольствием в большей степени, но и обеспечивать другую часть страны, где условия менее благоприятные для развития сельского хозяйства.

 

Зайдин Магомедович Джамбулатов, ректор Дагестанского государственного аграрного университета им. М.М. Джамбулатова продолжил работу круглого стола.

 Я с искренним волнением принимаю в стенах этого здания самые светлые умы, здесь находятся не просто единомышленники, а не равнодушные люди, имеющие свой личный взгляд как на региональную экономику, так и экономику в республике и хорошо ее знающие. Кто-то в детальных аспектах изучал республику, кто-то сводил детали в один большой план или проект. Посвящу две минуты положения нашего вуза, а потом скажу о стратегии избранной нами на ближайшие три-четыре года, независимо от того, кто нами управляет, поскольку законы экономики предполагают свои четкие правила, которые еще отметил известный наш ученый академик Шамиль Гимбатович Алиев, что экономическая информация изменяется всего на всего в зависимости от изменения порядка цифр. Поэтому здесь не личности все определяют, а порядок цифр определяется законами экономики.

В Российской федерации заканчивается трансформация образования. 54 аграрных вуза готовят специалистов с бюджетом 14 млрд. рублей в год, есть вузы, которые зарабатывают в год по миллиарду рублей, Краснодар два учхоза, всего 22 тыс. га, выращивают семенное зерно, масличные культуры. Ставрополь – собственные доходы вуза 650 млн.руб., то есть если проще говоря половина бюджета остается на уровне собственных доходов. Поэтому они свои проблемы решают с инфраструктурой или качеством преподавательского состава на основе тех доходов, которые сформировались уже не один год, как правило 25-30 лет развития сельской экономики их хозяйств.

В Дагестане вуз в котором вы находитесь был известен личностями, которые работали, а эти личности прибыли сюда в 1932 году из Владикавказа, потом они готовили нас, первый кандидат наук из нашего вуза появился 1950 году. Сегодня большинство ученых со степенью дагестанцы.

Мы отличаемся своим опытным учебным хозяйством, в 1964 году благодаря усилиям руководства страны, бюджет сельского хозяйства в общей структуре бюджета страны был доведен до 24 %. Таким образом, тогда были завезены высокие технологии из-за рубежа, благодаря визиту Н.С. Хрущева зарубежные страны – это фермы интенсивного типа, птицефабрики, свинокомплексы и была создана новая аграрная ситуация. Сегодня, когда мы имеем неестественное перераспределение белка внутри мирового рынка продовольствия, когда Россия открыла свои двери перед западными кампаниями произошло изменение внутреннего потребления, ориентированного на продукт произведенный не нашей стране. Все мы это хорошо знаем. Общими усилиями за последние годы в РФ успешно заместили импортное мясо собственной свининой и мясом птицы. Как только продукт, произведенный в РФ становится импортоориентированным, значит мы обеспечиваем себя этим продуктом.

Достигнуты успехи в испытаниях по выращиванию люцерны, чеснока, капусты и других культур, львиная доля произведённой молочной продукции уходит за пределы Дагестана на производство сыров, так же, как и большое количество мелкого рогатого скота вывозится с целью реализации в центральные регионы РФ. Есть проблем большой доли импортных семян, закупаемых для посева продуктивных культур в Дагестане, проблема логистики и хранения произведенной продукции АПК.

В заключении хочется сказать само понятие продовольственной безопасности звучит угрожающе, но в тоже время никто меньше кушать не стал. Проблема в том, что, мы стали сталкиваться с подменой реального естественного товара, отсутствие реального контрольно-надзорного действия за качеством продовольственного товара и наличие на рынке огромного количества фейкового поддельного товара начиная с мяса, молока, мукомольной продукции, овощных культур и т.д. Спасибо за ваше терпение, спасибо за внимание.

 

С.В. Дохолян – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Тема очень сложная, более того в рамках одного круглого стола обойти весь круг проблем тяжело, поэтому сразу хочу обратить ваше внимание, что доклад не ставит целью решить все и обсудить вопросы, связанные с продовольственной безопасностью. Мы взяли один из важнейших срезов и бы назвал это введением в тему, поскольку дальше мы можем говорить еще много интересного. Каждый из Вас сумеет задать вопросы докладчику и высказать свое мнение свое отношение к этому.

Мы понимаем, что, проблема продовольственной безопасности – это проблема страны. Юг России должен не только обеспечить себя продовольствием в большей степени, но и обеспечивать другую часть страны, где условия менее благоприятные для развития сельского хозяйства. В какой степени это происходит, как мы самообеспечены, какие здесь проблемы, наверно в определенной степени об этом доложит наш научный сотрудник кандидат экономических наук Карина Михайловна Балиянц. Вам слово.

 

С основным докладом выступила научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Карина Михайловна Балиянц.

Продовольственная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение как для развития государства, так и каждого конкретного региона.

Под продовольственной безопасностью региона такое состояние системы АПК Дагестана, которое способно бесперебойно обеспечивать население региона качественными продуктами питания преимущественно собственного производства не ниже принятых медицинских норм с учетом экономической доступности продовольствия для населения региона.

Одним из инструментов реализации программы продовольственной безопасности является импортозамещение. Для наиболее эффективной реализации импортозамещения необходимым условием является разработка соответствующих нормативных актов, в том числе программ развития импортозамещения, как на уровне федерации, так и на уровне каждого отдельного региона (субъекта РФ).

Ни один из субъектов СКФО не имеет собственной утвержденной Программы или Концепции развития импортозамещения. Планы по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности с установленными мерами по содействию импортозамещения разработаны в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северной Осетии-Алании, Ставропольском крае. План по содействию импортозамещения или «дорожные карты» разработана Чеченской Республике. Республика Дагестан и Карачаево-Черкесская Республика таких документов не имеют.

В Республике Дагестан реализуется Государственная программа РД «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» и принят ряд ведомственных целевых программ, направленных на повышение эффективности в производстве и переработке сельскохозяйственного сырья, а также реализация приоритетного проекта развития РД «Эффективный АПК».

Рассмотрим, в какой мере Республика Дагестан покрывает свои потребности по основным продуктам питания.

 

В 2016 году по расчетам Минсельхозпрода РД индекс самообеспеченности продукцией собственного производства по видам продукции по республике составил в процентах: хлеб и хлебобулочные изделия – 69,5; картофель – 134,7; овощи и бахчевые – 419,4; плоды, ягоды – 97,7; молоко и молокопродукты – 84,9; кондитерские изделия – 23,5; мясо и мясопродукты – 58,0; рыба и рыбопродукты – 14,8; яйцо куриное – 30,7.

В результате аналитических расчетов, выполненных на основе методики, предложенной специалистами РАНХ и государственной службы при Президенте РФ, были сделаны следующие выводы:

 - только по производству картофеля и овощам с бахчевыми РД обеспечивает свою потребность на 100 и более процентов. Не производятся в республике и полностью покрывают потребности за счет ввоза – сахар и растительное масло, ягоды, морепродукты;

 - в среднем житель республики экономически не дотягивает рацион питания до минимальной границы диапазона медицинской нормы в 2015 г.  на 3 %, до максимальной – 12% в целом по группе продуктов;

 - одним из важных показателей по питательной ценности рациона является достаточный уровень белков животного происхождения. РД занимает предпоследнее место по потреблению этих белков среди регионов СКФО;

 - из всех регионов СКФО, у Дагестана самая худшая динамика по итогам 2015 года по доле расходов на питание в потребительских расходах домохозяйств и имеет неуклонный рост за предшествующие пять лет. Население замещает в рационе белки животного происхождения (мясо, молоко, яйца, рыба) – более дешевыми растительными белками и калорийность рациона в основном поддерживают растительными углеводами, сахаром, растительными жирами (хлеб, сахар, растительное масло);

- по распределению домашних хозяйств по удельному весу расходов на покупку продуктов питание в потребительских расходах, Республика Дагестан имеет самую плохую из регионов СКФО динамику по данному показателю, так как он неуклонно растет по периодам за последние пять лет и по итогам 2015 года является самым высоким по федеральному округу 72,8%. Если мы будем рассматривать этот показатель для семей с уровнем расходов на продовольствие свыше 40%, то он увеличится до 90,5 %. Это очень высокий, критический показатель!

В связи с этим было обращено внимание на то, что недоедание является значимым фактором для создания конфликтных ситуаций в обществе и проявлениях социальной нестабильности, а также на тот факт, что большая доля продуктов питания ввозится из-за пределов региона.

Оценивая уровень продовольственной безопасности региона, следует отметить возможные риски.

 

  1. В России нет проблемы голода: это видно по всем показателям, опуб­ликованным в российских и международных источниках. Однако в ежегодном докладе ФАО (FAO – организация по сельскому хозяйству и продовольствию при ООН) за 2013 г. выделен российский регион – Кавказ, положение в котором вызывает опасения. Республика Дагестан – является одним из важных регионов Северного Кавказа, поэтому требует существенного внимания относительно проблем продовольственного обеспечения.
  2. Недоедание населения – фактор, провоцирующий конфликты. Угрозу безопасности страны представляют обширные группы людей, испытывающих ограничения в экономическом доступе к полноценному питанию. Опасность увеличивается, если эти группы составляют значительную часть населения густонаселенных районов. Из статистических данных видно, что население региона (РД) не имеет экономической (денежной) возможности получать полноценный рацион питания и фактически недоедает. Из республик СКФО худшая ситуация наблюдается только в Ингушетии, на третьем месте Чеченская республика.

В 1 квартале 2016 г.  – 86,5% домохозяйств Республики Дагестан оценили свое финансовое положение как денег хватает только на еду, одежду, но не могут позволить себе товары длительного пользования, квартиру, машину. Такое положение усиливает также препятствия в реализации и других необходимых потребностей - безопасность, стабильность, социальную востребованность и значимость, развитии и самореализации, что снижает безопасность региона и страны в целом.

3. Высокая доля важных пищевых веществ для полноценного рациона потребляется в республике за счёт ввозимых продуктов (мука, рыба, мясо, молоко, яйцо, фрукты и ягоды, растительное масло). Например, такая продукция как плоды и виноград собственного производства продаются только в сезон.

В случае прекращения или уменьшения этих поставок жители республики если и не умрут от голода, но рационы сильно пострадают по питательности по медицинским требованиям и нормам, что в результате приведет к ухудшению здоровья всех категорий населения, как следствие снижению качества трудовых ресурсов и повышению уровня заболеваемости и смертности.

Следует выделить следующие направления для повышения продовольственной безопасности региона:

1. Увеличить эффективность планирования, четких и структурированных целей и соответствующих мероприятий, необходимых для реализации государственных программ.

Республика Дагестан не имеет не только собственной утвержденной Программы или Концепции развития импортозамещения, но даже специального Плана по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности с установленными мерами по содействию импортозамещения в отличие от Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северной Осетии-Алании, Ставропольского края.

Поэтому необходимо в республиканские программы эффективности АПК внести программы по импортозамещению (в виде программы, подпрограммы, плана и т.п. - в наиболее подходящей форме), что позволит более полно скоординировать госпрограммы по всем ключевым показателям, в том числе источникам финансирования. Браться за те проекты, срок окупаемости которых минимален при наиболее вероятной полноте финансирования.

2. Рассмотреть возможность строительства новых предприятий и повысить эффективность имеющихся в республике предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также служб хранения произведенной продукции сельского хозяйства с целью формирования запасов собственной продукции для питания населения в любой сезон года.

3. Повысить производство продукции сельского хозяйства, в которой наблюдается дефицит для республики, при этом средства, направляемые на закупку этой продукции из других регионов, вкладывать в собственное региональное производство, что позволит увеличить доходы населения, путем создания рабочих мест, увеличит экономическую доступность и питательную ценность рациона жителей республики, что снизит уровень конфликтности и улучшит социальную и продовольственную безопасность региона.

Одними из направлений может являться введение в сельскохозяйственный оборот заброшенных пахотных земель с быстрейшим использованием пригодных из них для ускоренного развития промышленного виноградарства, садоводства и овощеводства; перспективным направлением производства продукции является рыбоводство, для которого имеются необходимы природные условия и высокая пищевая потребность в регионе.

4. Повышать квалификацию имеющихся и улучшать подготовку кадров для сельхозпроизводства.

5. Разработать единый регламент предоставления господдержки для формирования оптимальных цен на продовольствие, производимое в регионе;

6. Рассмотреть возможности создания государственных предприятий в агропромышленном комплексе с назначением государственных управляющих, разработать систему критериев для оценки их труда и выполнения поставленных руководством республики задач.

7. Максимально использовать территориальные преимущества региона с целью снижения расходов на логистику.

8. Контролировать безопасность агропромышленной продукции, формируя эффективную систему отслеживания качества продукции АПК.

В заключение необходимо отметить, что регионы России в силу своих природных и других потенциальных возможностей должны занять свое место в решении продовольственной проблемы по объемным, качественным и ценовым показателям. Особая роль отводится Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам страны. Сегодня Республика Дагестан как один из крупнейших регионов Северного Кавказа с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью занимает особое место в обеспечении продовольственной безопасности страны. Спасибо за внимание.

А.А. Акилов - экономист. У меня вот такой вопрос, Вы правильно говорите 58,7 – это самый высокий показатель на продовольственный товар. А почему вы не пошли дальше. В статистике говорится, что на потребительские расходы население в среднем по РФ расходует 21700 рублей, а по Республике Дагестан 22300 рублей. Умножьте, мы расходуем на питание РД 13000 рублей на одного человека, а в среднем по РФ 7000 рублей. Такого не может быть. В среднем в домашнем хозяйстве у нас по переписи 4,5 человек, по РФ 2,6, если так взять по РФ домашнее хозяйство тратит на питание на потребление 20000 рублей, по РД 60000. В среднем по РФ потребляется 33% на потребительские товары, а у нас 59%. Так не может быть. Другой показатель. Вы говорите, у нас не хватает молока. В прошлом году мы произвели 830 тыс. тонн молока. Переработка на уровне где-то 6-7%. Куда девается остальное молоко? Получается более 300 литров на человека. Что бы что-то анализировать должна быть объективная информация. Первейшая задача у нас с вами должна быть объективная информация, объективный анализ.

К.М. Балиянц – к.э.н., научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН: По поводу той цифры, которую вы правильно отметили 22 тыс. рублей меня тоже смутила, и я даже перепроверила ее и в динамике посмотрела. Каждый год она от 17000 до 22000 росла и фигурирует в официальной статистике. То, что обозначено в докладе это маленький срез, выборка из всей этой большой информации.  Конечно, в этих 22 тыс. потребительских расходах сидят не только доходы населения республики, но и тех, кто заработал за пределами республики, а потребили их тут.

А.А. Акилов - экономист. Я не говорю, как заработали, я говорю о расходовании.  На 13 тыс. как можно на продовольственные товары тратить в РД на человека? Если учесть в РФ 7 тыс. руб., в РД 13 тыс. руб.

К.М. Балиянц – к.э.н., научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН: Куда девается молоко, я не могу вам сказать. Если не ссылаться на данные статистики, а посмотреть на полки крупных магазинов в Махачкале, обратите внимание на процентное содержание витрин на которых расположена молочная продукция, там стоит продукция «Гормолзавода», продукция агрофирмы «Согратль» и продукция «Кизлярагрокомплекса» и все. Мы увидим из длинной витрины, что дагестанская продукция составляет 10% всего. Эта картина наблюдается во всех крупных супермаркетах города. Вот куда девается остальное молоко, к сожалению, ответа нет.

Г.М. Гимбатов - д.э.н., проф. ВНИИЭСХ: Наука всегда оперирует статистическими данными. Нужно подойти как, какими критериями мы это вычисляем. Поэтому, тогда мы найдем, производство есть, реализации нет. Тогда надо от производства уходить и реализацию на первое место ставить.

З.М. Джамбулатов – ректор ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова, д.в.н., проф.: Будут еще вопросы к докладчику. Спасибо. Позволю себе два критериальных показателя, где молоко 845 тыс. тонн произвели. Первое закупочная цена «Кизлярагрокомплекса» остановилась на цене 18 рублей. Тарумовский и Кизлярский район продают сборное молоко, это молоко самого низкого качества. Магарамкенте молоко в трехлитровом баллоне стоит 150 рублей. В Махачкале также сложилась цена 140-150 руб. Первое что происходит реально с молоком в неучтенном сегменте это уход обезжиренных сыров на воронежский завод плавленых сыров, не менее 20 тонн не в сезон, до 40-50 тонн в день в сезон. Получается где-то 70-100 тыс. тонн в год уходит вне региона на производство плавленого сыра. Это нигде в учете не сидит. Второе, докладчик не коснулся этого, но мы вывозим огромное количество баранины ягнятины в Москву, Санкт-Петербург, там 18 убойных пунктов. До двух тысяч ягнят, баранов вывозится на реализацию из Дагестана. До миллиона где-то голов мелкого рогатого скота уходит в год из Дагестана. Сформировалась определенная цена и последнее есть индикатор потребления, его формирует ЦСУ. Мы столкнулись с этими 800-840 тыс. тонн молока. Основном молоко безобразно производимая продукция. 70 процентов коров болеют лейкозом. Это не значит, что молоком нас травят, это говорит, что молоко некачественное. В любом случае молоко, кипяченное не представляет угрозы не для ребенка не для взрослого.

Сегодня 85 % высокоинтенсивного семеноводства в Российской Федерации, мы вырвались по тракторам, комбайнам по производству там ничего страшного нет. В семеноводстве что произошло, дело даже не в генной модификации. В мире сформировались четыре компании, которые формируют цену и если мы выращиваем некий килограмм семян за тысячу рублей и продаем его за 1200-1500 рублей, то нам сегодня она попадает по 12-13 тысяч руб. Сегодня правительство озабочено этим. Нам поручили, если в этом году все будет хорошо, проработали проект. Обещают сто миллионов рублей на селекционно-генетический центр. Где нам поручают заниматься генетическими семенами капусты, томаты, перцы, морковь и может люцерна кормовая. И последнее мы решаем большие задачи, но будем находить локальное, прикладное применение. Наш продукт должен обретать экспортными свойствами, тогда, когда мы добьемся качества продукции. Еще много можно говорить о маркетинге сельскохозяйственной продукции. Заканчивая выступление по поводу мясомолочной продукции необходимо развивать кооперацию и налаживать каналы сбыта, выстраивать свои модели.

С.В. Дохолян – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Необходимо наводить порядок по статистике, 80 % сельхозпроизводства в ЛПХ. Навести порядок в статистике по сельскому хозяйству – это политическое самоубийство. Это проблема системная общефедеральная. Мы скатываемся в откровенные приписки. Есть два варианта обеспеченности – натуральное выражение и денежное. Качество питания неправильное. С другой стороны, наш регион должен быть донором с позиции продовольствия. К сожалению, далеко не все сбалансированно. Дагестан среди регионов СКФО лидер и по территории, и по численности населению и по своему потенциалу. Дайте людям землю, чтобы люди могли нормально работать – они готовы и могут правильно работать. Правительство Республики Дагестан относится довольно таки пассивно к данной проблеме.

 

М.А. Багомедов - к.э.н., зав. отдела ИСЭИ ДНЦ РАН: Проблема обеспечения продовольственной безопасности имеет очень большое значение. Почему? В этом году исполняется сто лет тому событию, из-за того, что не была обеспечена продовольственная безопасность в региональном аспекте городе Санкт-Петербург, возникли проблемы с обеспечением подвоза продуктов из-за чего совершился тот переворот, сначала февральский, потом октябрьский, то же произошло в 1991 году в аспекте продовольственной безопасности в Москве, никто не вышел не попытался защищать ту власть, сколько коммунистов было в СССР. Не нашлось коммунистов кто мог сказать нет не дадим, именно аспект получился региональный. В целом то по стране в 1990 году было произведено больше чем сейчас по России производится, на душу населения было больше произведено. Помимо производственного значения реально надо сказать тут получается в России на последнем месте Дагестан по количеству пашни приходящейся на душу населения. Пашня – это основной ресурс сельского хозяйства. Немаловажный аспект – это качество товара, о чем здесь уже отразили. Ветеринарная безопасность. В этом аспекте у нас не все благополучно. Необходимо еще отразить аспект социальной психологии продовольственной безопасности, нехватка каких продуктов влияет на психологию населения. Еще один момент продовольственный запас.

А.А. Акилов – экономист: Основная проблема в Дагестане – это реализация сельхозпродукции, а именно развитие потребительской сбытовой кооперации. Сельхозтоваропроизводитель получает в конечной цене реализации максимум 25-30 %. Есть проблема хранения сельхозпродукции, а именно плодовой продукции.

З.М. Джамбулатов – ректор ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова, д.в.н., проф.:Уважаемые коллеги, я не спроста дискуссию спровоцировал, дело в том, что Министерство сельского хозяйства Российской федерации все виды дотаций и помощи, которые идут в сельское хозяйство они перевели их по пяти программам, раньше от 17 до 25, тяжело было отследить куда эти деньги уходят, сейчас их довели до пяти программ. Я думаю в сельском хозяйстве должно быть рамочное законодательство. Но у меня вопрос в зал скажите пожалуйста стоит ли в этом направлении углубляться или не стоит сегодня распределение всех видов дотаций сконцентрировано Минсельхозе, глава премьер и Минэкономики, если им предложить новые индикаторы и определить итоговое распределение по ВРП, по выходу конечной продукции, опустить 85 этих распределений на муниципальный уровень, мы еще ухудшим ситуацию или нет. 

Хочу предоставить слово сидящему в президиуме скромно, долго проработавшего вице-премьером, министром, помощником, сегодня он помощник главы республики Дагестан Юзбекову Зейдуле Кадималиевичу. Пожалуйста.

 

З.К. Юзбеков - помощник главы Республики Дагестан, д.э.н., проф.: Спасибо уважаемые коллеги. От тех проблемах и путях решения, которые обсуждались на круглых столах специально для главы республики доводились. Он знает об этих проблемах. Тема у нас продовольственная безопасность. Но на с тянет в ту область которая больше нас волнует и это закономерно, это правильно. Экономическая безопасность, военная безопасность, продовольственная безопасность сегодня являются стратегическими приоритетами в российской федерации по известным вам причинам. Есть очень много принятых документов. О которых я подробно говорить не буду.

В республике есть проблемы с макроэкономическим регулированием со стороны министерство экономического развития у на с макроэкономические показатели на которых базируется исполнение бюджета республики Дагестан не соответствует с исполнением, мы не умеем сегодня имея сотни миллиардов валового продукта дать даже двадцать млрд налогов, об этом здесь хорошо было сказано, потому что не подключены внутренние источники экономического роста, у нас проблема с планированием экономики, нам нужно переформатировать министерство экономики, под углом зрения первое учет затрат и результат. Что такое экономика – это организация сколько осуществлено затрат и какой результат получен.

Создание специального управления по анализу экономической эффективности предприятий республики Дагестан. Стало быть, экономика у нас работает очень убыточно. Предприятия работают убыточно, рост производства в Республике Дагестан есть в экономике сельского хозяйства, есть какие-то небольшие темпы, в строительстве темпы имеются, есть и в других отраслях темпы. Тотальная убыточность экономики в целом. Основное противоречие дагестанской экономики. Надо заниматься экономикой региона.

Мы говорим о большом уровне ВРП, вы знаете что 54 % ВРП у нас делается в домохозяйствах это частное строительство, ЛПХ, это плата за образование, здравоохранение, но не в экономике Дагестана.

Второе для того чтобы эта экономика заработала нужны специальные и экономические условия, как можно эффективно использовать сельскохозяйственные земли, когда арендная плата земли составляет всего 20 рублей за гектар и они сдают эти земли в субаренду не за 20 рублей, а за миллионы рублей. Нет у нас учета и анализа экономического развития. Я уже говорил отсутствие связи между макроэкономическими показателями и исполнением бюджета республика приводит к совершенно непонятным вещам. Одним словом, я веду к тому что экономикой у нас всегда занимались и сейчас занимаются очень плохо. Нет у нас экономической структуры которая занималась эффективностью экономики, определением рентабельности дагестанской экономики. Самое главное это эффективность экономики, это внутренние источники экономического роста. Внутри Дагестана огромный потенциал.

З.М. Джамбулатов – ректор ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова, д.в.н., проф.: Уважаемые коллеги я бы хотел представить слово профессору Юрию Нурмагомедовичу.

 

Сагидов Ю.Н. - д.э.н, проф., г.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН: Особо углубляться не буду. Для этого надо делать отдельный доклад дело в том, что нам представили информацию о положение в Дагестане по продовольственной безопасности, мы прекрасно видим. Все мы знаем исходя из здесь сказанного. И есть у нас экономисты. Весь вопрос в том, как сделать то что знают, но как сделать чтобы претворить в жизнь. У нас очень плохой механизм побуждения людей, механизм раскрытия их энергетического потенциала. В этом механизме есть агрегат и ключевые два агрегата не работают. Первый ключевой агрегат – это государство, прошло тридцать лет, а результативности нет. Потому что отсутствует система контроля и оценки деятельности государства со стороны общества. Второй агрегат гражданское общество. На этот механизм никто у нас не реагирует.

З.М. Джамбулатов – ректор ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова, д.в.н., проф.: Слово Сергею Владимировичу.

С.В. Дохолян – директор ИСЭИ ДНЦ РАН, д.э.н., профессор: Я думаю у нас хорошая дискуссия. Любые темпы роста должны иметь объяснение.  У нас существует активный процесс между общественной организаций и наукой – надо еще, чтобы частично был бизнес. Основная проблема – слабое взаимодействие органов исполнительной власти и науки. Будем разрабатывать рекомендации. Дайте ваши предложения. Наша основная цель – помочь нашему региону, чтобы жить в комфортных условиях, чтобы уровень жизни был не ниже среднероссийского. Благодарю всех за внимание.

 

 

Буклет конференции